Структурализм как философская система возникает в начале ХХ в. Будучи обоснованным в школе Дюркгейма, структурализм в 1940-х годах и в послевоенный период становится очень популярным в историописании и социологии.
Структурализм
Это философское направление, трактующее явления бытия как определенную структуру, части которой связаны между собой и образуют более всеобъемлющую систему или структуру. Структурализм имеет целью раскрыть структуры, лежащие в основе всех вещей, которые делают люди, думают, воспринимают и чувствуют. По словам философа Саймона Блэкберна, структурализм – это «убеждение, что явления человеческой жизни не понятны, кроме как через их взаимоотношения».
Идеи структурализма активно освещаются на страницах рецензируемых научно-философских журналов и религиозной прессы, издаваемых на всех пяти континентах. Идеалистическая картина мира рассматривается в рамках телепередач, документальных фильмов и видеороликов, демонстрируемых на научно-познавательных каналах.
Краткая история
Увлечение структурализмом продлилось до 1960-х.
Многие теоретики структурализма, такие как Мишель Фуко и Жак Лакан, продолжают влиять на европейскую философию.
Суть учения
дений ими приводились:
– структурная лингвистика Ф. де Сосюра (1857-1913 гг.), выявившая сложные фонологические и синтаксические механизмы языка как структуры, внутри которой формируется возможность мыслить;
– этнолингвистика Э. Сепира и Б. Уорфа, показавшая, как и в какой мере наше видение мира зависит от употребляемого нами языка;
– влияние экономической структуры на строение личности и систему отношений в обществе в марксизме;
– погружение в структуру бессознательного, медленно управляющего якобы сознательным поведением человека в психоанализе;
– система правил, ценностей, идей, мифов, формирующих человека от рождения до смерти в антропологии и этнографии;
– обновленная историография с идеей “эпистемологического излома” (Г. Башляр), узаконившей взгляд на историю знания как прерывистый процесс развития структур, формирующих мышление, практику и институты разных эпох и дискретных культурных сегментов.
Таким образом, перед наличием всеобъемлющих структур (психологических, экономических, эпистемологических, социальных и других) рассуждения о человеке как о субъекте, его сознании, свободном ходе истории, становятся, по мнению структуралистов, просто неуместными.
Обобщенно можно сказать, что основная идея философского структурализма – не “бытие”, а “отношение”; не субъект, а структура. Люди как шахматные фигуры, лингвистические, математические или геометрические единицы: они не существуют вне установленных отношений, а лишь специфицируют вид поведения. Субъекта в структурализме заменяет некая его форма, не являющаяся субстанцией общества.
Структурализм пытается объяснить сущность человека. Но, объясняя, одновременно провозглашает, что человек мертв (по аналогии можно упомянуть Ф. Ницше и его заявление о смерти Бога). Структурализм говорит не о развитии знания о человеке гуманитарными науками, а подчеркивает умерщвление его ими. Согласно структуралистским взглядам наука о человеке невозможна, если не отвлечься от сознания.
В этой связи К. Леви-Стросс в “Неприрученной мысли” отмечал, что конечная цель гуманитарных наук не в том, чтобы создать человека, а в том, чтобы его растворить.
Биография создателя
Жан Поль Сартр (1905 -1980) – французский философ, драматург, писатель. Сартр был одним из самых известных и влиятельных мыслителей своего времени. В произведениях Сартра смешиваются литературные и философские воззрения. В своих ранних философских трудах он сосредотачивается на эмоциях, воображении и природе личности.
Мишель Поль Фуко (1926-1984) – французский философ, историк культуры. Родился в городе Пуатье . Интеллектуальные способности Фуко привлекли внимание профессоров университета, он сблизился с преподававшим там Луи Альтюссером, который после пяти лет концлагерей был убежденным марксистом и развивал теорию марксизма в направлении структурализма. По его настоянию Мишель стал членом Французской компартии, но идеи ее не принял, особенно по части неодобрения гомосексуализма, и не посещал партийных собраний. В 1952 г. Фуко завершил обучение в Высшей нормальной школе и стал ее преподавателем, специализируясь на философии и психологии. В 1953 г. увлекся философией Ницше. Преподавал в университетах Клермон-Феррана, Упсалы, в США в Нью-Йоркском университете в Буффало и Калифорнийском в Беркли. В 1960 г. знакомится со студентом факультета философии Даниэлем Дефером, их сблизили идеологические и сексуальные взгляды, в обоюдной любви они прожили 25 лет. В 1964 г. Дефера призвали на военную службу, но он предпочел добровольческую работу и его направили преподавать в Тунис. Фуко последовал за ним и в 1966-1968 гг. был внештатным профессором Тунисского университета. В конце 1968 года вернулся в Париж и получил должность в сверхсовременном экспериментальном университете в Венсене на восточной окраине города.
Умер Мишель Фуко 25 июня 1984 года в Париже.
Скандалы
В 1970-х годах структурализм попал под огонь критики. Его обвиняли в жесткости и антиисторичности.