Территориальный охват

Конфуцианство широко распространено на территории современного Китая. Большие общины последователей учения проживают в Корее, Японии и Северной Америке.

 

Количество последователей

Насчитывается более 6,5 миллионов последователей.

Год создания

Учение зародилось в 6-5 веках до нашей эры. 

СМИ об учении

Конфуцианство для современных средств массовой информации является открытой темой.

СМИ часто публикуют не только новости, происходящие в Китае, но и обсуждают развитие конфуцианства в 21 веке.

Средства массовой информации утверждают, что современная философия данного направления изменилась под влиянием западных идей.

Мыслители пытаются за счет конфуцианской философии привнести что-то новое, с целью решения проблем современности.

Конфуцианство в Китае возникло и начало свое распространение в период правления династии Восточная Чжоу

Данное религиозное направление непосредственно связано с именем Конфуция – древне-китайского мыслителя. 

Во время жизни Конфуция в Китае происходили сложные  социально-политические процессы: император постепенно терял свою власть, местную знать вытесняли иностранные правители. Все это сопровождалось междоусобицами и бедствием мирных жителей. 

Конфуций не знал как повлиять на происходящие изменения, поэтому вместе со своими учениками стал странствовать по территории  Китая, тем самым,  распространяя свое учение. 

Вернувшись на родину в возрасте 60 лет, Конфуций продолжил обучать своих последователей.

Во время правления династии Хань, нормы, правила и ценности философии конфуцианства стали официально признанными в государстве.

После смерти Конфуция его ученики основали разные направления в конфуцианстве. К 3-му веку до нашей эры насчитывалось восемь отдельных течений.

В начале 20 века сложилось постнеоконфуцианство. Оно включило в себя неоконфуцианство, буддизм, индийские и европейские системы вероучений.

Конфуцианство в качестве официальной государственной идеологии в Китае господствовало до 1912 года.

В современной Китайской Народной Республике конфуцианство продолжает играть одну из ведущих ролей в системе национальной философии и бытового мировоззрения.

В основе учения – поиск личностной и общественной гармонии  посредством соблюдения  четких нравственных принципов и устоев. Конфуций утверждал, что только морально-нравственные и этические отношения формируют идеальное государство.

 

Рассмотрим основные идеи конфуцианства:

 

  1. “Жэнь” гуманность. Нужно с любовью относиться к ближнему своему.
  2. “Ли” этика. Почитайте друг друга.
  3. “Чжэн-мин” – исправление имен. На земле воцарится мир, если каждый будет вести себя в соответствии с занимаемой должностью.
  4. “Цзюнь-цзы” – носитель добродетелей. Человек может быть целомудренным, только для этого ему необходим ум.
  5. “Вэнь” –  культурность. Люди должны тянуться к знаниям и не бояться спрашивать советов у других. 
  6. “Ди” – почтение. Нужно уважать старших и относиться с почтением к людям опытнее тебя.
  7. “Чжун” – авторитет власти. Поведение людей в государстве зависит от нравственности их правителя.

Заповеди в данном вероучении представляют собой уроки жизни, сформулированные Конфуцием для людей.

 

Рассмотрим их трактовку:

 

  1. Важно лишь движение, а не его скорость.
  2. Выбирай в друзья людей, которые могут стать примером для тебя.
  3. В гневе уединись. Последствия могут быть необратимы.
  4. Если не получается достичь цели, нужно изменить методы и средства достижения.
  5. Ненависть преграда. Поэтому возлюби врага своего, и тогда ты выиграешь.
  6. Мудрый человек ищет причины проблем в себе. 
  7. Отдавайся полностью своему делу.
  8. Помогай только тем, кто об этом просит.
  9. Не останавливайся на маленьких вознаграждениях, когда идешь к большей цели.
  10. Если люди обсуждают тебя и плюют в спину, значит твоя жизнь является значимее их.

Конфуций утверждал, что нужно сохранять обычаи, традиции и обряды, направленные на почитание памяти предков. 

Рассмотрим похоронный и траурный обряды.

Похороны – это ритуал, который содействует переходу души в мир иной. Обряд сопровождался оплакиванием усопшего. После этого старший сын совершал ритуал возлияния вина. В этот момент он стоял на коленях и читал молитвы.

Похоронную процессию сопровождали шаманы, изгоняющие духов, плакальщики и музыканты. Песнопения были направлены на то, чтобы порадовать душу усопшего.

Похоронный обряд заканчивался опусканием гроба в могилу. После следовали траурные обряды. 

Семья усопшего облачались в белые траурные одеяния. В период траура, который мог продолжаться до трех лет, люди должны были отказаться от праздного образа жизни, жирной еды, а также примириться со всеми жизненными трудностями. Это делалось для того, чтобы подчеркнуть произошедшее горе. 

 

Все праздничные даты, выпадающие на траур, не отмечались. 

Рассмотрим главные праздники в конфуцианстве: 

 

  1. День рождения Конфуция. Отмечается 28 сентября. В этот день проводят праздничные церемонии в храмах, а также  выставки и ярмарки. Города наполнены танцами и музыкой.
  2. Лунный новый год. Празднуется в конце января-начале февраля. Праздник посвящен наступлению нового периода жизни. В этот день принято дарить подарки и проводить время с семьей. Детям дарят деньги в красных конвертиках. Взрослые сжигают свои фотографии. Это делается для того, чтобы навестить души близких. На улицах запускают салюты, шум от которых отпугивает духов.
  3. Цинмин. Это день поминовения. Проводится 4-5 апреля. День посвящен памяти предков. В этот день ездят на кладбища, приводят в порядок могилы, приносят подарки предкам, а также сжигают ритуальные деньги.

Святые места связаны с жизнью Конфуция.

 

Рассмотрим их:

 

  1. Храм Конфуция. Данная святыня расположена в городе Цюйфу (месте рождения Конфуция). Дата основания храма – 478 год до нашей эры. Храм находится рядом с местом захоронения основателя конфуцианства. Имеет международное значение для последователей данного вероучения.
  2. Кладбище Конфуция. Основано недалеко от города Цюйфу. Кладбище представляет собой комплекс захоронений. На нем покоится Конфуций, а также все его потомки. 

Три личности считаются основателями конфуцианства:

 

  1. Конфуций – мыслитель древнего Китая. Созданная им философия стала основой повседневной жизни китайцев.

 

С детства Конфуцию приходилось много работать, чтобы помогать матери. Отец умер, когда мальчик был совсем маленьким.

В юношеские годы Конфуций осознал, что ему нужно занять должное место в обществе, поэтому он стал самообучаться. 

Со временем занял пост чиновника. Во время разрушения империи Чжоу, осознав свою беспомощность в решении данной проблемы, ушел странствовать и распространять свои идеи касательно создания идеального государства.

 

Миряне стали именовать Конфуция “отцом Поднебесной”.

 

  1. Мэн-цзы – последователь Конфуция. Считается, что учителем Мэн-цзы стал внук Конфуция. Мэн-цзы создал трактат, в котором подчеркнул идею совершенства человека. 
  2. Сунь-цзы – китайский мыслитель. Он критиковал идеи Мэн-цзы, поскольку считал, что природа человека порочна, и только постоянное обучение, освоение морально-нравственных принципов может помочь человеку развить свои добродетели. Сунь-цзы не принимал другие идеологии и религии.

Значимой фигурой в современном конфуцианстве является Ду Вэймин. 

На данный момент он является представителем американской религиозной философии. Этот мыслитель проповедуют основные идеи конфуцианства. 

Ду Вэймин занимает должность профессора в Пекинском университете. Является научным сотрудником в Гарварде. Преподавал в Калифорнии и США. 

Занимается исследованиями трансформации конфуцианской философии. 

Второй влиятельной фигурой является Роберт Каммингс Невилл приверженец философии конфуцианства.

 На данный момент занимает должность профессора в Бостонском университете. В 1996 году получил степень доктора наук в Институте Российской Академии наук.

 

В 220-е годы до нашей эры конфуцианство вступает в конкуренцию с другими известными на тот момент школами Китая: легизмом и моизмом. 

Представитель китайской династии Цинь придерживался учений школы легизма. Он применил репрессии по отношению к конфуцианству с целью его искоренения.

Философы и мудрецы конфуцианства были отстранены от занимаемых постов. Конфуцианские книги были сожжены, а оппозиционеры убиты.

Только при династии Хань конфуцианство вернуло свои позиции, став официальной религией государства.






TQ

Теологический коэффициент

Показывает из каких верований состоит ваше мировоззрение
Пройти тест TQ
X