Территориальный охват

Учение распространено на всех пяти континентах.

Количество последователей

Точное число неизвестно, не менее 100 тысяч.

Год создания

По мнению Кристиана Гинзбурга (знаменитый ученый-библеист  IX-XX вв.), каббала как система знаний перешла от Адама к Ною, от него – к Аврааму, а затем к Моисею, и частично знания утекли к другим народам, окружающим евреев и египтян. В конце 20-го начале 21-го столетий каббала приобрела заметную популярность в Европе и обеих Америках.

СМИ об учении

Каббала часто фигурирует в темах касающихся магии или необъяснимых явлений природы или общества. Тема довольно популярна в медиа, опять-таки в среде мировых заговоров. 

Учения Берга и Лайтмана неоднократно подвергались критике со  стороны раввинов и представителей каббализма из-за переосмысления положений, прописанных в Торе.

Каббала формировалась под влиянием мистерий и древних ритуалов на Ближнем Востоке. Древнейшие известные тексты относятся к I веку н.э, однако в современном виде это учение сформировалось в XII веке н.э. именно в этот период на территории испании, захваченной арабами, сформировалась так называемая Жерноская школа. 

В Новое время каббала в старом свете развивается в рамках иудейских сект хасидов. В 20 веке учение каббалы активно использовалось для анализа современных проблем общества и человека в частности. Сионистский раввин Авраам Ицхак Кук попытался объединить учение сионизма и каббалу с целью обеспечение надежного диалога евреев с Богом.  Важную роль в популяризации учения в 20 веке сыграл Бааль Сулам. Его перу принадлежит серия религиозных работ, учебников по каббале, в частности, “Талмуд эсар сфирот”.

 

Каббала рассматривает учение “Торы” как системный мистический код, используя который, можно изучать взаимоотношения между Эйн Соф – вечным, неизменным бытием, Господом, и Его созданием – нашим конечным, материальным миром. 

Природа Эйн Соф – это круг, символ вечности, в рамках которых возникают свои центры, которые можно сравнить с формами порядка, временными и конечными на фоне Эйн Соф. Вся наша жизнь проходит в рамках «космического яйца», которое будет расколото во время Великого дня, когда весь мир возвращается в начало всех вещей.

Каббалу принято разделять на 5 основных направлений.

  1.  Природная каббала. Главное значение постижение тайн природного или материального мира.
  2.  Аналогическая Каббала. Учение направлено на изучение всех тонкостей взаимоотношения между вещами в природе. Человек – лишь  малая вселенная, во всём повторяющая окружающий макрокосм.
  3.  Созерцательная каббала. Основывается на абстрактном мышлении и высших интеллектуальных усилиях, направленных на раскрытие тайн небесных сфер и созданий  живущих в них.
  4.  Астрологическая каббала. Система знаний, позволяющая оценить и разобрать тайны планеты и её мистическое строение.
  5.  Мистическая каббала. Помогает практику получить власть над существами невидимого мира и демонами, обитающими за гранью разума.

В то же время в каббале существует своя система счёта, перекликающаяся с нумерологией. Например, в системе счёта 10 является числом Сефирот, буквально «число творца». Число 7 является числом магии, а 3 – числом 3-х материнских букв. Они же – число творящих материальную вселенную, и число 3-х великих сил в мире. Сила мужского активного, сила женского принимающего, а также сила уравновешивания – направления, позволяющие практику выбирать цель для реализации задуманного.

В центре учения каббалы дерево Сефирот, содержащее схему и устройство мира и человека. 22 буквы еврейского языка и 10 чисел дерева Сефирот образуют число 32, известное в каббале как число мудрости и совершенства. Дерево Сефирот часто изображают в виде человека, намекая на то, что человек есть микрокосм, отражение вселенной (Макрокосма).

Каббала неразрывно связана с иудаизмом и священным писанием Торой. Четких заповедей, присущих религиям, не имеет. Отметим два правила, сформулированными мистиками:

  1. Люби другого, как себя.

Все, что ты ненавидишь, не делай  другим.

В основе традиций каббалы лежит глубокое медитативное изучение священных писаний с целью приближения понимания природы Божественного и ее связи с сущим. 

Существует богатое обрядами мистическое течение Практическая каббала, которая касается использования магии и считается независимой традицией в еврейской истории.

Все еврейские праздники являются ключами каббалы и символизируют этапы духовного освобождения человека. Из наиболее значимых отметим:

Песах. Праздник символизирует освобождение еврейского народа от египетского ига и начала движения к новой жизни.

Шавуот. День света и единения с силами творца, находящегося в Эйн Соф.

Как таковые отсутствуют, святость в каббале – это знание.

Традиционная точка зрения гласит, что каббала восходит к Адаму. Также бытует убеждение, что она была частью знаний, данных Богом Моисею. Упоминается роль царя Соломона, записавшего основы учения в виде свитков и рукописей.

Важными реформаторами, давшими толчок в распространении каббалы, принято считать Моше Кордоверо и его ученика Ицхака Лурия, которые жили и работали в городе Цфат.

Весомый вклад в развитие каббалы на современном этапе принадлежит Аврааму Ицхаку Куку. Этот деятель занимается синтезом сионизма и каббалы, рассматривая последнюю как средство для диалога между людьми и богом. 

Михаэль Лайтман основал международную академию каббалы “Бней Барух” и институт исследования каббалы им. Баруха Ашлага. Представитель неклассической школы каббалы,  занимается врачеванием посредством гомеопатии.

Филипп Берг. Руководитель “Центра изучения каббалы”. Популяризатор учения в неклассической трактовке., автор серии популярных книг.

Каббала как учение часто становится основой для возникновения множества теорий мирового заговора, и становится предметом критики со стороны представителей других религиозных течений.






TQ

Теологический коэффициент

Показывает из каких верований состоит ваше мировоззрение
Пройти тест TQ
X