Распространен на территории современного Китая и Юго-Восточной Азии.
В настоящее время последователи даосизма проживают в США и некоторых европейских странах.
Даосизм является одной из самых древних в мире религий. В Китае это учение наряду с конфуцианством занимает центральное место в системе национальных ценностей и мировоззрений.
Распространен на территории современного Китая и Юго-Восточной Азии.
В настоящее время последователи даосизма проживают в США и некоторых европейских странах.
Насчитывается более 60 миллионов последователей. Статистические данные требуют уточнения, так как население Китая поликонфессиональное.
Основы учения сформировались в 5-3 веках до нашей эры.
Учение даосизм вместе с конфуцианством и буддизмом являются основой мировоззрения современного Китая. Основные постулаты религии – борьба за мир, сохранение природы и помощь ближнему оказывают большое влияние на все сферы жизни Китайской Народной Республики. Они помогают поддерживать у населения высокий уровень национального самосознания.
Средства массовой информации публикуют информацию о многочисленных репрессиях, направленных на притеснение последователей даосизма. Из-за этого учение стало распространяться только в храмах, что в перспективе может привести к полному исчезновению религии.
Ученые современности и религиозные деятели призывают строить монастыри и создавать общины, чтобы вывести даосизм из упадка.
СМИ отмечают, что несмотря на трудности, в современном Китае на основе даосских практик сформировался цигун – комплекс традиционных упражнений, направленных на оздоровление. Поэтому цигун популярен не только среди верующих, но и среди простых людей.
Религиозные деятели утверждают, что данное направление может поднять популярность религии даосизм не только в храмовом виде.
Даосизм зародился на основе шаманских и магических традиций юга Китая в период борющихся царств.
Основателем даосизма считается Лао-цзы – китайский мыслитель. Ему приписывается создание книги “Дао Дэ Цзин”, которая декларирует основные принципы учения. Другой автор – Чжуан Чжоу является творцом трактата “Чжуан-цзы”, который поддерживает идеи Лао-цзы.
Оформление даосизма как религиозного вероучения произошло при династии Хань. Ее представитель – Чжан Даолин стал основателем и патриархом религиозной школы Небесных Наставников.
Следующий представитель династии Хань – Чжан Лу получил в правление территорию Ханьчжун, которая в последующем стала даосским государством.
В 215 году нашей эры данное государство потерпело поражение и перестало существовать после вторжения войска под предводительством Цао Цао.
Новый правитель Цао Цао поддержал школу Небесных Наставников, за счет чего религия распространилась по всей территории Китая.
Позже появились две даосские школы – Линбао и Маошань, которые основное внимание уделяли медитативным практикам.
В период династии Тан школа Небесных Наставников стала называться школой Истинного Единства. Она стала главенствующей над другими школами того времени.
В 7 веке возникает институт монашества. Он формируется под влиянием буддизма, поэтому особое внимание посвящает самосовершенствованию. В этом столетии даосизм проникает в Корею.
К 12 веку на территории Китая появляется большое количеств доасских школ. До настоящего времени сохранилась и не потеряла своей значимости школа Цюаньчжэнь.
Упадок даосизма пришел на правление династии Цин. Ее представитель император Канси выступил против шаманских и мистических практик в религии, поэтому даосизм при нем не развивался.
Суть даосизма заключается в подчинении всеобщему закону Дао.
Дао – это абсолют. У него нет создателя, нет начала и конца, но он повсеместен. От Дао берет начало все в мире.
Основные идеи даосизма заключаются в выборе жизненного пути, который приведет душу к Дао.
В каждом человеке есть У-вэй – бездействие, подчинение потокам жизни.
Именно оно формирует созерцательное отношение к жизни.
Расположить к себе Дао можно посредством медитативных практик, дыхательных гимнастик и познания своего мироздания.
Рассмотрим основные составляющие религии:
Рассмотрим 10 заповедей этического кодекса религии даосизм:
Религия даосизм не подразумевает ярких и красочных обрядов. Ритуалы обращены к созерцанию и почитанию природы.
Рассмотрим основные:
Погребальный обряд. Ритуал проводится для того, чтобы указать душе путь в подземное царство. День проведения обряда зависит от сложности ритуала. Обычно проводят в день смерти человека. Поминки проводят в кругу близких людей, но приглашают одного представителя от общины.
Обряд рождения. В день события проводится праздничная церемония, сопровождающаяся молитвами. Рождение мальчика это большой праздник, приглашается большое количество родственников. Также на данном мероприятии должен присутствовать представитель духовной общины. Рождение девочки отмечается скромнее, приглашается несколько соседей.
Пост Тутаньчжай. Данный обряд помогает излечению. Больные люди наносят на свое лицо грязь и молятся об исцелении. Также данный обряд используют “обращенные”. Они надевают специальные одеяния и выходят с молитвами на главные площади. Там они покрывают себя дорожной пылью.
Рассмотрим главные праздники в религии даосизм:
Праздник духов. Отмечается в 7 лунном месяце. По преданию, духи в это время возвращаются на землю. Чтобы почтить их, люди делают подношения, поют, читают молитвы.
Праздник двойной девятки. Является праздником благополучия. Отмечается осенью вместе со сбором урожая. В этот день даосы прославляют 9 императоров, которые управляют судьбами людей.
День рождения Лао-цзы. Отмечается во второй месяц по лунному календарю. В этот день верующие прославляют основателя даосизма Лао Цзы. Праздник проводят в чтении молитв, медитации и изучении писаний основателя религии.
Основная часть священных мест даосизма находится в горах Китая.
Горы считаются местом уединения и созерцания мудрецов, поэтому большое количество верующих каждый год совершают паломничество к ним.
Рассмотрим главные святыни:
Основоположником религии даосизм считается Лао-цзы. Ему приписывается авторство книги “Дао дэ Цзин”, где сформулированы основы религии.
Точной информации о биографии Лао Цзы нет. Есть много легенд, которые зачастую противоречат друг другу. Современные исследователи сходятся во мнении, что Лао Цзы – собирательный образ и книга является коллекцией цитат и мудростей целого ряда мыслителей эпохи.
Согласно традиционному преданию, Лао Цзы родился в 604 году до нашей эры на юге Китая. Свою жизнь посвятил службе в архиве и библиотеке.
В 517 году до нашей эры у него произошла встреча с Конфуцием.
Когда Лао Цзы достиг преклонного возраста, он ушел из страны.
Дата и место смерти Лао Цзы неизвестны. Некоторые исследователи считают, что он закончил свою жизнь в Индии.
Поскольку религиозная доктрина даосизма отрицает стремление к власти и контролю, даосизм не имеет формальных лидеров, единственные почитаемые фигуры это основатели учения Лао Цзы и Чжуан Чжоу.
Даосизм в Китае подвергался постоянным репрессиям и гонениям.
При династии Цин даосы и их вероучение были обвинены в том, что Китай заняли варварские племена. Даосизм призывали признать лжеучением, а конфуцианство – традиционной религией.
В 1850 году в период Тайпинского восстания монастыри религии даосизм были разрушены и разорены. Даосскую литературу было приказано уничтожить.
Ученые-традиционалисты вплоть до 20 века критически относились к данному вероучению, считая его подрывающим общественные принципы государства. Послабления были сделаны в 1978 году, когда были приняты реформы Дэн Сяопина.
В настоящий момент критика религии даосизм встречается только в литературных источниках.