О Елене Блаватской
Дорогие друзья,
В предыдущих статьях я много и подробно писала о движении NEW AGE и о том, что оно возникло на рубеже 19 и 20 веков, как ответ на запрос западного общества в духовной эволюции человека.
Термин NEW AGE
Сам термин NEW AGE ввела британский теософ и писатель Алиса Анна Бейли (см. «Проблемы человечества», «Посвящение человеческое и солнечное», «Душа и её механизм»).
Кто такая Алиса Бейли
Алиса Бейли – последователь основателя теософии, русского философа и оккультного писателя Елены Петровны Блаватской.
О Елене Блаватской
И сегодня я более подробно расскажу о Елене Блаватской и её роли в создании нового учения и верования.
Загадочное и непонятное слово теософия я впервые услышала, когда училась на факультете психологии МГУ в 1970-х годах. В библиотеке нашего факультета таких книг не было, а в Ленинскую библиотеку записывали только на старших курсах. И тут я неожиданно подружилась с студентом 5 курса, который был очень увлечён учением Блаватской. У него был доступ в Ленинскую библиотеку, где он и читал книги по теософии и потом мне их пересказывал.
Ещё тогда я оказалась очарована этим глубоким учением и верованием, которое его создатель Елена Блаватская назвал «теософией», от слов «тео» – божественный и «софия» – мудрость и означает оно божественную мудрость.
Это учение и верование опирается частично на оккультную часть западного эзотеризма, а также на старые европейские философии, такие как, гностицизм и неоплатонизм, а также ещё на азиатские религии, такие как индуизм и буддизм.
Елена Петровна Блаватская очень много путешествовала по Азии и Тибету, где и получила доступ к этим восточным верованиям и знаниям, которые использовала в создании учения Теософии, написав основные труды: «Тайная доктрина, синтез науки религии и философии», «Разоблаченная Изида», «История одной планеты» «Семь врат», «Из пещер и дебрей Индостана».
Время шло, я успешно сдавала экзамены и на пятом курсе начала готовить дипломную работу. Тогда я пошла в Деканат факультета и потребовала у них серьёзную бумагу на имя директора Ленинской библиотеки о том, что мне для подготовки Диплома крайне необходим доступ в Ленинку.
И вот я с замиранием сердца вхожу в святая святых для всех стремящихся к знаниям людей нашего общества, заказываю книги Е. П. Блаватской и ныряю своим сознанием в её труды.
Елена Петровна Блаватская, урождённая фон Ган, родилась в дворянской семье в городе Екатеринославль Российской империи – современное название Днепропетровск. Отец ее Пётр фон Ган был кавалерийским офицером, мать Елена романисткой.
Девочка в раннем возрасте осталась без матери, которая умерла от чахотки и оказалась в семье деда по матери, генерала Андрея Фадеева, который был в то время видным государственным деятелем – саратовским, а позже тифлисским губернатором.
У деда была огромная библиотека, где и проводила всё время 12-летняя Елена, у которой был острый и пытливый ум и огромная тяга к знаниям. Там она впервые узнала о Тибете и заразилась мечтой обязательно там побывать.
Как Елена фон Ган стала Блаватской
Девочка с юных лет имела острый ум и не признавала авторитетов и предрассудков дворянского общества, ненавидела светские мероприятия и больше всего стремилась к свободе от опеки своей семьи. Это и толкнуло её к невиданному и импульсивному поступку, в 17 лет она сама делает предложение 40-летнему Никифору Блаватскому.
Девушка из дворянской семьи не имела права одна не то что путешествовать, но даже на улицу выходить без сопровождения. Это и толкнуло её на фиктивный по сути брак с нелюбимым человеком, вице-губернатором Ереванской губернии в Закавказье Никифором Блаватским.
Один ход на шахматной доске и пешка становится Ферзём.
Так она и вошла в историю с фамилией мужа и прославила её на весь мир. Спустя три месяца после свадьбы она сбежала, стремясь к независимости.
Ещё с юности она была прекрасной наездницей, без страха садясь на необьезженных лошадей. Так и здесь – после венчания села на лошадь и отправилась в путь по всему Кавказу, где и начались её путешествия во время которых она побывала в Турции, Греции, Египте, на Ближнем Востоке, и в конце концов добралась до Нью-Йорка. Там она встретила полковника Олькотта, своего единомышленника.
Потом она переехала в Лондон, где в 1851 году проходила всемирная выставка, на которую съехалось много людей из разных стран. Прогуливаясь в день своего 20-летия по Гайд-парку она увидела высокого индуса в чалме. Благородный мужчина экзотической внешности посещал её в видениях, когда Елена была ещё ребёнком. Позже в Гайд-парке она увидела его воочию.
Он вступил с ней в телепатический контакт и сказал, что он из Белого братства Шамбалы Махатма Эль Мориа и что будет её учителем, так как её избрали для важной работы, которую она сделает под его руководством, и что ему требуется её участие в работе, которую он собирается предпринять. И что пришло время приподнять завесу тайны древних восточных оккультных учений для сознания людей запада. Но для этого ей нужны знания, приобрести которые она сможет в Тибете, где ей и надлежит провести 3 года.
Что она и сделала, написав об этом книгу «Из пещер и дебрей Индостана». Она поехала туда со своим единомышленником полковником Олькоттом. Это было трудное полное опасностей путешествие и учитель Эль Мориа не раз появлялся там вместе с нею и спасал её буквально от гибели. Он же сказал, что её задача – создать новое учение, суть которого он ей продиктует, и основать общество для распространения этого учения.
Когда позже Блаватская вернулась в США, где и основала Теософское общество с полковником Олькоттом, у неё также появился круг последователей – известные теософы: Алиса Бейли, Анни Безант и Чарльз Ледбитер, которые оставили огромное наследие в своих книгах по теософии.
Вклад Елены Блаватской в философию и развитие человечества и человеческого сознания невозможно переоценить. Она была одним из самых образованных, высокоинтеллектуальных и глубоко знающих людей своего времени и оставила нам – её потомкам колоссальное духовное наследие.
Как писал, когда-то великий русский учёный и просветитель Михаил Ломоносов: «И будет собственных Платонов земля Российская рождать». Учитывая, что Платон заложил основы, как древней античной, так и всемирной философии, можно сказать, что Елена Блаватская и группа её последователей и учеников создали философию современную, как синтез религии, оккультных верований и науки
Так, перефразируя Ломоносова можно теперь сказать про наше время: «и будет собственных Блаватских земля Российская рождать». Что особенно актуально в переходный в Новую Эру период, в котором мы все пребываем.
Оставить комментарий