Мать Земля, я зову тебя, Небесный Отец, услышь меня!
Великие предки позади меня, Великие предки впереди меня, я зову Вас!
Все Духи, благоприятные мне, из Среднего мира, из Нижнего и Верхнего – просыпаются и слышат меня.

Пусть все наши пути будут белыми, как молоко, лёгкими как дым костра, и мягкими, как жир сливочного масла.
Пусть наши карманы будут полны золота и серебра.
Сохраните здоровье детей и позвольте взрослым умножить любовь. 
Пусть нам, вашим детям, будет достаточно еды и пусть всегда мы будем уважительными друг к другу.

Пусть наша семья живёт мирно и ладно, и пусть нашей жизнью правит здоровье, уверенность в себе и любовь.

Сил во всех отношениях!
В сердце – любовь, свет и благословения
В единстве и радости долгой жизни. Поклон.

Благословенна дорога позади нас
Благословенна дорога впереди
Блаженна земля под нами.
Блаженны небеса над нами
Блаженны святые элементы внутри нас
Пусть сила земли даст нам силу
Пусть сила огня даст нам любовь
Пусть сила воды даст нам чувства
Пусть сила воздуха даст нам ясность
Блаженны наши дети
Давайте же, как человеческая семья, будем благословением для всех миров, как сестры и братья под одним небом.

Белые пути
В единстве с любовью и огнем! 

Отец Небесный, Великий дух. Благодарю тебя, Матушка Земля, великая Богиня. Благодарю тебя.
Я благодарю вас за силу и благословения на всех наших путях. Я благодарю вас за весь прошлый опыт, за все настоящее и за все, что последует за ним. Я благодарю вас за помощь через вдохновение, интуицию. Слава Тебе во мне, в людях, в природе, во всех мирах и во всех живых существах.
Да будет так и спасибо.

В  рассветном доме

В  рассветном сказании

На рассветной тропе

О, Бог, отвечающий,

Его ноги, мои ноги – освежи,

Его кровь, мою кровь – освежи,

Его тело, моё тело – освежи,

Его мысли, мои мысли – освежи,

Его голос, мой голос – освежи.

Его образ, мой образ – освежи.

С красотой перед ним, с красотой передо мной.

С красотой позади него, с красотой позади меня.

С красотой над ним, с красотой надо мной.

С  красотой под ним, с красотой подо мной.

С красотой вокруг него, с красотой вокруг меня.

С цветеньем прекрасным в его голосе,

С цветеньем прекрасным в моём голосе.

Всё совершенно в красоте.

В доме вечернего света

В сказании из вечернего света
На вечерней тропе.

Шаманы в своей практике используют не только молитвы с просьбами об исцелении изобилии и благополучии, но и обрядовые заклинания.

Тунгусские шаманские заклинания

В 1742 году Я. Линденау собрал уникальный материал по обрядности и шаманству эвенков и эвенов Охотского побережья. Его рукопись, пролежавшая почти два с половиной века в архивах, впервые была издана в переводе на русский язык только в конце ХХ века.
Ниже привожу некоторые выдержки из его книги, содержащие обрядовые тексты шаманских камланий.

“Когда шаман одет в свою одежду, с жезлом и бубном, он садится против огня и начинает тихо напевать. Затем он очень слабо ударяет в бубен, через некоторое время начинает тихо петь, тихо ударяя при этом в бубен. А когда наступает пауза в пении – бьет в бубен сильнее. Вот, что он поет :
Бог мой, хозяин, приблизься ко мне.
“Мои десять чумов, моя серебряная жена Колтаркичан, моя мать, сюда бегите вместе, я начну вам жаловаться (плакаться)”.

Я здесь позову, важенка, моя птица, десяток диких оленей, три верховых оленя, сюда идите, Хозяин (ваш) ждёт.
Хозяин леса, Отец мой, сюда приходи, здесь сядь, мы мяса тебе дадим”

Своим духам-невидимкам — майа укажи, пусть они охраняют меня”

Приведённые призывы духов повторяются вновь и вновь – многократно. Затем, когда шаман близок к состоянию транса, он качает головой и кричит:

Ogirli minu!

“Поднимите меня” (эвен. Огэрли мину — “Подними меня”).

Когда присутствующие на камлании его подымут, шаман продолжает:

Я здесь играть буду, и вы играйте. Идите позовите, парни, свою мать лягушку, сюда приведите, у дверей посадите.

После этого шаман начинает говорить с духами совсем другим языком и отсылает их, а когда они удалятся, то начинает со всеми, кто находится в жилище, петь песнь “Lacey, Lacey”, на что другие отвечают ему “Lacey” на каждое слово и три раза при последующем пении “Dialriida Tаr” (вероятно, D’arilra tar-lu “Пойте же так!”).

Текст песни:

Над верхом скал поднимитесь, ночью и днем смотрите (пойте ?), на свое Небо, на свое Солнце, на своего Отца. Смотрите (Смотри) на холмы. Hа болотистую тундру смотрите (смотри). Хорошо смотрите за мной, на все смотрите, и вы, мои олени.

Призываю  влагу,  небесную, чтобы приблизилась она к влаге земной,
Чтобы  на землю пролился дождь и напоил  зелёные всходы,
Богиня – мать, напои нас соком своим, ороси нас влагой своей.

Землю-Матушку, Огня-Батюшку, Воды текучие, да Ветры вольные, призываю я в помощники!

  1. Обращение к Духам  за помощью.

На дороге Ак-Ульгеня, белой дороге,

На дороге Кок-Ульгеня, радостной дороге,

Когда с лунной земли выходит,

Разные желания человека подлунного мира

Задержали меня,

Были трудны для исполнения,С солнечной земли воспевая,

Когда выходило,

Разные желания человека из мира под солнцем

Задержали меня, запоздавши,

Я только сейчас пришел, Ульгеня славословя.

  1. Обращение к Духам за очищением при болезни.

    Я призываю духов вселенной,

    И пробиваю ваши головы.

    Пусть силы опускаются вниз до скамейки.

    Я призываю силы матери-земли

    Они поднимаются и входят в ноги,

    Они поднимаются все выше,

    И вы видите внутри себя свет.

    Как хорошо двигаются ваши суставы,

    Как рыбы как змея.

    Сознание принимает силы Духа,

    Вы отпускаете силы сознания

    И душа расширяется.

    Вам хорошо!

  2. Заклинание для удачи в деле.

    Светлые айыы пребывающие в Верхних Мирах, осветленные лучами солнца. Во имя Юрюнг Аар Тойон даруйте мне помощь вашу. Айыы помогите мне в (назвать дело). Да буду я как ястреб, как медведь.Уруй, уруй, уруй.

Для сопровождения шаманских церемоний у каждого шамана есть своя венная песня. Эти песни, как правило, приходят к ним сами и иногда становятся неотъемлемой частью их работы. Обычно эти песни шаманам сообщают их хранители для защиты или воззвания к высшей силе. Песни Силы могут быть длинными и южными, но чаще всего это простенькие вирши или серии звуков, имеющие определенный ритм. Их можно петь под аккомпанемент бубна. Вот два примера простых песен силы.


  1. О, вода, ты мой друг,
    О, вода, ты мой друг, ты несёшь меня в своём лоне, ты наполняешь меня силой,  ты окружаешь меня, ты ведешь меня,
    О, вода,
    О, вода,
    О, вода.

  2. Ах-эй, ах-эй, эй, эй, эй,
    Ах-эй, Ах-эй, эй, эй, эй.

Неси меня, медведь,
неси меня, медведь,
я всегда слышу твоё имя, неси меня, медведь,
неси меня, медведь.
неси меня на небо,
неси меня медведь, неси меня, медведь,
наполни меня своей силой, неси меня, медведь, неси меня медведь, окружи меня своим мехом; 

Ах-эй, Ах-эй, эй, эй, эй, эй.


Песня Силы напоминает шаману о том, что он защищён от зла своими духами- хранителями.  Песня Силы также напоминает шаманам,
что они находятся в контакте с духовным миром, Песня Силы даёт  им уверенность и могущество.

  • Поклонение Духу огня у Эвенков Якутии.


Эвенки в Якутии очень почитали Духа Огня, так как в их суровом климате от Огня зависит вся их жизнь, он является вечным источником жизненного блага: света, тепла и пищи.

Они всё время поклонялись ему, об огне нельзя думать и говорить плохо, так как он может не только согреть, но и разрушить.

Сакральное пение заклинаний и молитв у народов крайнего Севера
являлось языком духовного контакта с высшими силами природы, божествами и др. 


Дух-Хозяин тёплого Огня, пепельная постель, угольные подушки,
зольное одеяло, седеющие виски, седоватая борода,
светлая голова, старый наш дед, Хаан Тэмиэрийе,
ешь – кушай! 

Тех, кто с холодным дыханием, снаружи не впускай,
тех, кто с тёплым дыханием, изнутри не выпускай,
блюди и сохрани нас!

У народов Севера Дух Огня всегда был их лучшим Покровителем и защитником.

Якутские шаманы перед охотой  ставят деревянного идола – духа охоты  Хайылла Догхсуна.

При каждом удачном промысле половину его лица мажут кровью добытого зверя и перед костром совершают моление.


Хайылла Дохсун,

Которого я угощал кровью,

Румянец на одной твоей щеке

Совсем побледнел –

Крови-то не хватило!

В следующий раз, чтобы намазать нам половину лица твоего,

Чтоб как у молодухи

румянец твой заиграл,

Чтоб, как у парня

Лик твой заиграл,

Из темного леса

Ветвисторогого своего

По кругу нам пригони,

На снасти поперек положи!

Из дремучего темного леса

Длинноголенных своих

Нам пошли!

Девятилетнего матерого лося-зверя

На излучину леса нам пошли!

К духу-хозяйке изначальной земли,

К Байанаю путь

Стерегущим,

Босол Тойону,

Буомча Хатын

Спутником ставший,

На рассвете странствующий,

С черно-пегим конем,

С кнутом из головы с шеей черного ворона, Хаан Джаарсын-дедушка наш –

Дух-хозяин толстой подстилки вокруг шалаша, –

Дух-хозяин уютного шалаша,

В пушистой дохе

Барылаан Баатыр;

Тойон Чаадай, дедушка наш,

Богато дарите,

Из темного леса с богатой добычей нас отправляйте!

Если в темном лесу я буду –

С хрупкими позвоночниками,

Стройноногими одари,

Удачу даруй!

Духи-хозяева восьми щедрых долин, мои друзья,

Духи-хозяева девяти высоких мысов,

Духи-хохяева семи низкорослых лесов, мои напарники, –

Добычу к загородям моим поверните,

К загонам моим пригоните,

К снастям моим направьте.

Длинному сэлэ изначальной земли

Большую удачу предназначьте!

Великой моей родины

Длинному сэлэ

Большую радость-уруй

Надолго определите!

Чтобы в грядущем веке

Легенды обо мне сказывали –

Такую удачу мне обеспечьте!

Чтобы в будущем веке

Стихи обо мне слагали –

Такую богатую охоту мне устройте!

Архан Чаадай, дедушка наш,

В течение восьми веков

Спиной к нам не поворачивайся!

“Дети мои” говоря, – смягчись,

“Бедняжечки”, говоря, – умились, Большую радость нам даруй.

Чтобы кроволицего моего

Хайылла Дохсуна

Румянцем я обагрил, Теплокровных дари,

Упитанных

К загородям моим направляй!

Не дай разрушиться моему шалашу,

Не делай меня жильцом трухлявой долины!

По поверьям, Удача охотника зависит от расположения к нему духов-хозяев. Они помогают охотнику в добыче, пригоняют к загонам и самострелам зверей. Этот алгыс-моление проводится по поводу удачной охоты. Кроме есть алгысы по случаю неудачной охоты, перед уходом на охоту.






TQ

Теологический коэффициент

Показывает из каких верований состоит ваше мировоззрение
Пройти тест TQ
X